Книга только для ознакомления
.
До тех пор я был убежден, что почти все литературные герои вымышлены.
Жизнь и литература в моем представлении никогда не сливались неразрывно.
Поэтому объявление о смерти Сашки-музыканта несколько смутило меня.
Я перечитал "Гамбринус". Все в этом рассказе было точно, как протокол,
и вместе с тем рассказ был гуманен до слез и живописен, как летний вечер на
Дерибасбвской.
Что же придавало этому рассказу то свойство, какое я не знал, как
назвать - подлинностью искусства или благородной чувствительностью?
Очевидно, благородная чувствительность и человечность самого Куприна
сообщали этому рассказу черты большого искусства.
Мне было трудно поверить, что Сашка-музыкант, с детства бывший для меня
литературным героем, действительно жил рядом, в мансарде старого одесского
дома.
Мне посчастливилось. Я видел подлинную концовку рассказа "Гамбринус" -
похороны Сашки-музыканта. Эту концовку дописала вместо Куприна сама жизнь.
Сашку-музыканта провожала на кладбище вся рабочая, портовая и окраинная
Одесса.
Худые лошади, часто останавливаясь от одышки и свистя бронхами, тащили
черные дроги с гробом. Каждый раз толпа терпеливо ждала, когда лошади
наконец отдышатся. Отдохнув, они сами, без понуканий со стороны рыжего
возницы, влегали в постромки и, низко наклонив головы, тащили гроб дальше.
Мутные слезы старости стояли в прекрасных глазах этих замученных лошадей
|