Книга только для ознакомления
.
Ясный, твердый ум и строгий глаз Федина не могли мириться с зыбкостью
замысла и воплощения. Проза должна быть, по его мнению, отработана до
безошибочности и закалена до алмазной крепости.
Флобер провел всю жизнь в мучительной погоне за совершенством слога. В
своем стремлении к кристальности прозы он не мог остановиться, правка
рукописей стала для него в некоторых случаях не дорогой к совершенствованию
прозы, а самоцелью. Он терял способность оценки, уставал, приходил в
отчаяние и явно сушил и мертвил свои вещи, или, как говорил Гоголь,
"рисовал, рисовал, да и зарисовывался".
Федин знает, где остановиться во время выработки прозы. Критик никогда в
нем не устает, но и не подавляет писателя.
У Флобера в высокой степени было выражено то свойство писателя, которое
теоретики литературы называют "персонификацией", а говоря проще -
способностью перевоплощаться в своих героев с такой силой, что все
происходящее с героем (по воле писателя) переживается самим писателем
необыкновенно болезненно.
Известно, что, описывая смерть Эммы Бовари от яда, Флобер почувствовал
все признаки отравления и ему пришлось прибегнуть к помощи врача.
Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил:
"Стоит самому себе набить морду за такую работу".
Жил он в Круассе, на берегу Сены, около Руана
|