Книга только для ознакомления
.
А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку,
свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со
шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из
кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то
рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.
В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики,
особенно в вещах молодых писателей.
Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую
палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит
одна тощая щепка.
Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь,
которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.
С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной
наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без
отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо
нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как
лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.
Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно
написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле
под окном.
Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно
сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в "Хождении по мукам":
"Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и
легкие волосы у него на голове поднялись"
|