Книга только для ознакомления
.
Драматическую поэзию обыкновенно разделяют на два вида: трагедию и
комедию. Разовьем необходимость этого разделения из сущности идеи поэзии, а
не из внешних форм и признаков. Для этого мы должны разделить на две
стороны самую поэзию, какая бы она ни была - лирическая, эпическая или
драматическая: на поэзию положения, или действительности, и поэзию
отрицания, или призрачности. 6]
Предмет поэзии есть действительность, или истина в явлении. Те,
которые думают, что ее предмет - мечты и вымыслы никогда и нигде
небывалого, кроме воображения поэта, сбиваются словами "идеал" и
"идеализирование действительности". Конечно, создания поэта не суть списки
или копии с действительности, но они сами суть действительность, как
возможность, получившая свое осуществление, и получившая это осуществление
по непреложным законам самой строгой необходимости: идея, рождающаяся в
душе поэта, есть тайна, как младенец, зачинающийся во чреве матери: кто
может угадать заранее индивидуальную форму той или другого? и та и другая
не есть ли возможность, стремящаяся получить свое осуществление, не есть ли
совершенно никогда и нигде небывалое, но долженствующее быть сущим? Идеал
не есть собрание рассеянных по природе черт одной идеи и сосредоточенных на
одном лице, потому что собирание не может не быть механическим, - а это
противоречит динамическому процессу творчества
|