Книга только для ознакомления
. В
них есть своя бесконечность, свое величие, потому что всякая бесконечная
сила духа, хотя бы проявляющая себя в одном зле, носит на себе характер
величия, но величия чисто объективного, которое невольно хочется созерцать,
как невольно смотришь на удава или гремучего змея, но которого себе не
пожелаешь. Итак, предметом трагедии может быть и отрицательная сторона
жизни, но являющаяся в силе и ужасе, а не в мелкости и смехе, - в огромных
размерах, а не в ограниченности, - в страсти, а не страстишках, - в
преступлении, а не в проступке, - в злодействе, а не в плутнях.
Обратимся к комедии, составляющей главный предмет нашей статьи. Ее
значение и сущность теперь ясны: она изображает отрицательную сторону
жизни, призрачную деятельность. Как величие и грандиозность составляют
характер трагедии, так смешное составляет характер комедии. Грандиозность
трагедии вытекает из нравственного закона, осуществляющегося в ней судьбою
ее героев - людей возвышенных и глубоких или отверженцев человеческой
природы, падших ангелов; смешное комедии вытекает из беспрестанного
противоречия явлений с законами высшей разумной действительности. Как
основа трагедии - на трагической борьбе, возбуждающей, смотря по ее
характеру, ужас, сострадание или заставляющей гордиться достоинством
человеческой природы и открывающей торжество нравственного закона, так и
основа комедии - на комической борьбе, возбуждающей смех; однако ж в этом
смехе слышится не одна веселость, но и мщение за униженное человеческое
достоинство, и, таким образом, другим путем, нежели в трагедии, но
опять-таки открывается торжество нравственного закона
|