Книга только для ознакомления
. Для городничего
ревизор был слишком премудрою книгою, потому уже только, что он ревизор, -
с этой точки зрения его трудно было сдвинуть, и потому все, что Хлестаков
ни врал после к явной своей невыгоде, только еще более поддерживало
городничего в его заблуждении, вместо того, чтобы вывести из него и открыть
ему глаза.
Сцена матери и дочери, советующихся о туалете, чтобы их не осмеяла
какая-нибудь "столичная штучка", и спор о палевом платье, которое, по
мнению матери, к лицу ей, так как у ней самые темные глаза, потому что "она
и гадает всегда на трефовую даму", и возражение дочери, что к ней не идет
цветное платье, потому что она "больше червонная дама", - эта сцена и этот
спор окончательно и резкими чертами обрисовывают сущность, характеры и
взаимные отношения матери и дочери, так что последующее уже нисколько не
удивляет в них вас, как не удивляет сумма четырех, вышедшая из умножения
двух на два. Вот в этом-то состоит типизм изображения: поэт берет самые
резкие, самые характеристические черты живописуемых им лиц, выпуская все
случайные, которые не способствуют к оттенению их индивидуальности. Но он
выбирает не по сортировке, не по соображению и сличению более годных с
менее годными, он даже и не думает, не заботится об этом, но все это
выходит у него само собою, потому что изображаемые им на бумаге лица прежде
всего изобразились у него в фантазии, и изобразились во всей полноте своей
и целости, со всеми родовыми приметами, от цвета волос до родимого пятнышка
на лице, от звука голоса до покроя платья
|