Книга только для ознакомления
.
Многие почитают Хлестакова героем комедии, главным ее лицом. Это
несправедливо. Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно
случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а ревизором. Но кто его
сделал ревизором? страх городничего, следовательно, он создание испуганного
воображения городничего, призрак, тень его совести. Поэтому он является во
втором действии и исчезает в четвертом, - и никому нет нужды знать, куда он
поехал и что с ним стало: интерес зрителя сосредоточен на тех, которых
страх создал этот фантом, а комедия была бы не кончена, если бы окончилась
четвертым актом. Герой комедии - городничий, как представитель этого мира
призраков.
В "Ревизоре" нет сцен лучших, потому что нет худших, но все
превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое
целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому
представляющее собою особный и замкнутый в самом себе мир. Скрепя сердце
пропускаем VII, VIII, IX и Х явления третьего акта и остановимся только на
оцепенении городничего, как бы кто ударил его обухом по голове: "так совсем
ошеломило! страх такой напал: еще такого важного человека никогда не видал
(задумывается); с министрами играет и во дворец ездит... так вот, право,
чем больше думаешь... черт его знает, не знаешь, что и делается в голове,
как будто стоишь на какой-нибудь колокольне или тебя хотят повесить"
|