Книга только для ознакомления
.
Вы, конечно, заметили, что только часть - и то, пожалуй, небольшая -
собранного материала вошла в повесть. Большая часть его осталась за бортом
книги.
Но жалеть об этом не стоит. Этот материал в любое время может ожить на
страницах новой книги.
Я писал "Кара-Бугаз" и не думал о правильном расположении материала. Я
располагал его в той последовательности, в какой он накапливался во время
поездки по берегам Каспийского моря.
После выхода "Кара-Бугаза" критики нашли в этой повести "композицию по
спирали" и очень этому радовались. Но я в этом не виноват ни умом, ни
сердцем.
Когда я работал над "Кара-Бугазом", я думал главным образом о том, что
многое в нашей жизни можно наполнить лирическим и героическим звучанием и
выразить живописно и точно. Будь то повесть о глауберовой соли или о
постройке бумажной фабрики в северных лесах.
Все это может с огромной силой ударить по сердцам, но при непременном
условии, что человек, пишущий эти повести, стремится к правде, верит в силу
разума, в спасительную власть сердца и любит землю.
На днях я читал стихи Павла Антокольского и нашел в них две строфы,
хорошо передающие состояние влюбленного в жизнь человеческого сердца. Это
сердце не может не слышать, должно слышать
И стоны скрипок отдаленных,
Предчувствующие ход весны,
И отклик скрипкам в миллионах
Звенящих капель тишины -
Всю эту музыку вселенной
|