Книга только для ознакомления
.
В основании "Ревизора" лежит та же идея, что и в "Ссоре Ивана
Ивановича с Иваном Никифоровичем": в том и в другом произведении поэт
выразил идею отрицания жизни, идею призрачности, получившую под его
художническим резцом свою объективную действительность. Разница между ими
не в основной идее, а в моментах жизни, схваченных поэтом, в
индивидуальностях и положениях действующих лиц. Во втором произведении мы
видим пустоту, лишенную всякой деятельности; в "Ревизоре" пустоту,
наполненную деятельностию мелких страстей и мелкого эгоизма. Чтобы
произведения его были художественны, то есть представляли собою особый,
замкнутый в самом себе мир, он взял из жизни своих героев такой момент, в
котором сосредоточивалась вся целостность их жизни, ее значения, сущность,
идея, начало и конец: в первом - ссору двух приятелей, во втором - ожидание
и прием ревизора. Все чуждое этой ссоре и этому ожиданию и приему ревизора
не могло войти в повесть и комедию, и та и другая начаты с начала и кончены
в конце: нам не нужно знать подробности детства обоих друзей-врагов, ни
того, что было с ними после, как их видел поэт: мы знаем это из повести,
потому что знаем этих героев с головы до ног, знаем всю сущность их жизни,
вполне исчерпанную поэтом в описании их ссоры. Так точно, на что нам знать
подробности жизни городничего до начала комедии? Ясно и без того, что он в
детстве был учен на медные деньги, играл в бабки, бегал по улицам, и как
стал входить в разум, то получил от отца уроки в житейской мудрости, то
есть в искусстве нагревать руки и хоронить концы в воду
|