Книга только для ознакомления
. Далее мы из "Ревизора"
разовьем подробно эту идею, а пока заметим мимоходом, что вследствие этого
взгляда на искусство Мольер - такой же художник, как Гомеров
Тирсис-красавец, и так же похож на Шекспира, как титулярный советник
Поприщин на Фердинанда VIII, короля испанского. Конечно, французы правы,
что ставят Мольера выше Корнеля и Расина: он действительно был человек с
большим талантом, с неистощимою живостию и остротою французского ума; он
истощил все богатство разговорного французского языка, воспользовался всею
его грациозною игривостию для выражения смешных противоречий; он подметил и
верно схватил многие черты своего времени. Но он велик в частностях, а не в
целом; но его действующие лица - не действительные существа, а карикатуры,
так же как его произведения - сатиры, а не комедии, так же как сам он поэт
местами, а не художник, который потому художник, что творит целое, стройное
здание, выросшее из одной идеи. Например, в его "Скупом" Гарпагон, конечно,
хорош, как мастерски написанная карикатура, но все другие лица - резонеры,
ходячие сентенции о том, что скупость есть порок; ни одно из них не живет
своею жизнию и для самого себя, но все придуманы, чтобы лучше оттенить
собою героя quasi-комедии. То же и в "Тартюфе": все лица присочинены для
главного, и сам Тартюф так нехитер, что мог обмануть только одного
человека, и то потому, что это один - пошлый дурак
|