Книга только для ознакомления
. И не Сквозники-Дмухановские увлекаются могучим водоворотом этой
магической фразы - "все так делают" - и, как Молоху, приносят ей в жертву и
таланты, и силы души, и внешнее благосостояние. Наш городничий был не из
бойких от природы, и потому "все так делают" было слишком достаточным
аргументом для успокоения его мозолистой совести; к этому аргументу
присоединился другой, еще сильнейший для грубой и низкой души: "Жена, дети,
казенного жалованья не стаёт на чай и сахар". Вот вам и весь
Сквозник-Дмухановский до начала комедии. Что касается до форм, в каких он
выражался и проявлялся до того, они все те же, все его же, как и во время
комедии. Так же нетрудно понять, что с ним было и по окончании комедии, как
он дожил свой век. Художественная обрисовка характера в том и состоит, что
если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете
рассказать всю его жизнь и до и после этого момента. Конец "Ревизора"
сделан поэтом опять не произвольно, но вследствие самой разумной
необходимости: он хотел показать нам Сквозник-Дмухановского всего, как он
есть, и мы видели его всего, как он есть. Но тут скрывается еще другая, не
менее важная и глубокая причина, выходящая из сущности пьесы. В комедии,
как выражении случайностей, все должно выходить из идеи случайностей и
призраков и только чрез это получать свою необходимость: почтенный наш
городничий жил и вращался в мире призраков, но как у него необходимо были
свои понятия о действительности, хотя и отвлеченные, и сверх того самый
основательный страх действительности, известной под именем уголовного суда,
то и должно было выйти комическое столкновение, как сшибка естественного
влечения сердца к воровству и плутням с страхом наказания за воровство и
плутни, страхом, который увеличивался еще и некоторым беспокойством
совести
|