Книга только для ознакомления
. Из этого ясно видно,
что "драма" может изображать явления разумной действительности на всех ее
ступенях, а не только на первых, как в приведенных нами в пример
"Старосветских помещиках". От комедии она существенно разнится тем, что
представляет не отрицательную, а положительную сторону жизни; а от трагедии
она существенно разнится тем, что, даже и выражая торжество нравственного
закона, делает это не чрез трагическое столкновение, в самом себе неизбежно
заключающее условие жертв, и, следовательно, лишена трагического величия и
не досягает до высших мировых сфер духа. Мы думаем, что, вследствие такого
умозрительного построения, можно причислить к "драмам", например,
Шекспирова "Венецианского купца" и пушкинского "Анджело" и в "Кавказском
пленнике" видеть, в эпическом роде, соответственное ей явление.
Итак, мы нашли три вида драматической поэзии - трагедию, драму и
комедию, выводя их не по внешним признакам, а из идеи самой поэзии. Для
большей определенности в этих технических словах мы должны сказать еще
несколько слов о сбивчивом употреблении слова "драма". Словом "драма"
выражают и общее родовое понятие произведений целого отдела поэзии, так что
всякая пьеса в драматической форме, трагедия ли то, комедия или даже
водевиль, есть уже драма; потом, под словом же "драма" разумеют высший род
драматической поэзии - трагедию
|