Книга только для ознакомления
. Поэтому пьесы Шекспира называют то
драмами, то трагедиями, но в обоих случаях означая этими словами высший
драматический род, то, что немцы называют Trauerspiel 7]. Другие хотят их
называть только "драмами", оставляя название "трагедии" за греческими
произведениями этого рода и желая словом "драма" отличить христианскую
трагедию, герой которой есть субъективная личность внутреннего и
самоцельного человека, от языческой трагедии, герой которой - народ, в лице
царей и героев, как представителей народа, как объективных личностей, и
потом как трагедии в маске и на котурне, и с хором - органом таинственного
и незримо присутствующего героя - колоссального призрака судьбы. Некоторые
хотят присвоить название "трагедии" особенному роду произведений новейшего
искусства, ведущего свое начало от "мистерий" средних веков, - драмам
лирическим, каковы суть: "Фауст" Гете, герой которой есть целое
человечество в лице одного человека, и "Орлеанская дева" Шиллера, герой
которой есть целый народ, таинственно спасаемый высшими силами в лице
чудной девы, которой имя и явление необъяснимо утверждено историей. Нам
кажется, что каждое из этих мнений имеет свое основание, и наша цель была
не указать на справедливейшее, но дать знать о существовании всех. Кто
поймет идею этих мнений, для того не будет казаться сбивчивым различное
употребление слова "драма"
|