Книга только для ознакомления
.
Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна
представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, то есть должна иметь
единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее
основании. Она не допускает в себя ни чуждых своей идее элементов, ни
внешних толчков, которые бы помогали ходу действия, но развивается
имманентно, то есть изнутри самой себя, как дерево развивается из зерна.
Поэтому всякая пьеса в драматической форме, вполне выражающая и вполне
исчерпывающая свою идею, целая и оконченная в художественном значении, то
есть представляющая собою отдельный и замкнутый в самом себе мир, есть или
трагедия, или комедия, смотря по сущности ее содержания, но нисколько не
смотря на ее объем и величину, хотя бы она простиралась не далее пяти
страниц. Так, например, пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь",
"Русалка", "Борис Годунов" и "Каменный гость" - суть трагедии во всем
смысле этого слова, как выражающие, в драматической форме, идею торжества
нравственного закона и представляющие, каждая в отдельности, совершенно
особый и замкнутый в самом себе мир.
Теперь посмотрим, каким образом комедия может представлять собою
особый, замкнутый в самом себе мир, для чего бросим беглый взгляд на
высокохудожественное произведение в этом роде - на комедию Гоголя
"Ревизор"
|