Книга только для ознакомления
. Потом, позже, меня всегда
поражала тишина в живописи старинных голландских и итальянских мастеров.
Я смотрел на полотно и сказал себе, что должен взять его. И стал брать.
В галерее появился пожилой человек - по всей вероятности, служитель. Но
я положил руку на автомат. Впрочем, потом он понял и не стал мне мешать.
Таким образом я взял картину, и она висит у меня в комнате на стене,
открывая коллекцию.
Следующим за ней идет тоже привезенное из Польши маленькое полотно
Генриха Сафтлевена Младшего "Зимний пейзаж". Его я взял в Познани.
"Зимний пейзаж" - это фантастический ландшафт с лесистыми горами,
покрытыми снегом, острыми скалами и заснеженной холодной равниной. Весь
задний план выполнен белыми лессировками по голубому грунту и поэтому
делает впечатление прозрачности и призрачности. Удивительно то, что добрый
Генрих Сафтлевен писал свою картину в Утрехте, никогда, верно, не видев
остроконечных скал. И тем не менее в картине ветрено и бездомно, именно
так, как бывает в высоких горах зимой. Я это испытал, когда мы в Италии в
44-м шли в ноябре через обледеневшие перевалы Апеннин, чтобы не дать
отрезать себя войскам американского десанта. Дул ветер, было отчаянно
холодно, стреляли партизаны. Полузасыпанные снегом деревни, через которые
мы проходили, были как мертвые: на стук не откликалась ни одна живая душа.
И жестокой, бесчеловечной стеной стояли молчавшие горы
|