Книга только для ознакомления
. Затем 11
мая на немецкие позиции обрушился шквал огня, и в несколько раз
превосходящие нас по силам английские и американские корпуса перешли в
наступление. Весь месяц мы в боях отходили к Сабинским горам, а потом
дальше - под непрерывной бомбежкой, оставляя на дорогах тысячи трупов, к
Тразименскому озеру и еще дальше, к реке Арно. И я получил удивительную и
единственную в своей жизни возможность познакомиться почти со всей Средней
Италией.
После мая противник дал 10-й армии передышку. Я воспользовался ею,
чтобы побывать во Флоренции и в суматохе и стычках, которые постоянно
развертывались между сторонниками Муссолини и его врагами, взять там две
картины в государственном музее: "Снятие с креста" Понтормо и "Мадонну со
святым Захарием" Пармиджианино.
Таким образом, я привез со второй мировой войны четыре изображения
мадонны: Гемессена, Понтормо, Пармиджианино и Джорджоне. В моем собрании
это четыре вещи из десяти. Такое соотношение в известной степени отражает
и повторяемость этого сюжета в старинной живописи. Если вдуматься, тут
ничего удивительного. Для живописцев прошлых веков образ мадонны был
просто образом женщины и матери. А разве в этом трагическом мире редкая
мать рождает нового Христа на крестный путь и на муки?..
А война продолжалась, и она влекла меня дальше, к важнейшему призу моей
коллекции - к "Мадонне Кастельфранко"
|