Книга только для ознакомления
. Если классики походили на
напудренных маркизов прошлого века, то романтики походили на нагих
австралийцев, одуревших от человеческой крови или отправляющих свои
отвратительные торжества. Отвергнуть устарелые и случайные формы искусства
еще не значит постигнуть сущность искусства. Последнее можно сделать,
только оставив в стороне внешности и углубившись в начала искусства. Но это
романтическое неистовство было нужно как отрицание ложного классицизма:
сделав свое дело, оно, в свою очередь, стало так же смешно, как и
классическая чопорность. В сущности же, все крайности равны, и ни одна не
лучше другой. Мы смеемся над классическими разделениями поэзии на роды и
драматической на виды; но понимаем ли мы сами это дело лучше их? Мы говорим
"драма, трагедия, комедия", а не думаем, в чем состоит значение этих слов и
чем они друг от друга отличаются. Кровавый конец для нас еще и теперь
признак трагедии, веселость и смех - признак комедии, а то и другое вместе
и с благополучным окончанием - драма. Все те же внешние и случайные
признаки, не выходящие из идеи; мы всё те же классики, только классики
романтические.
Кстати, позвольте объяснить вам поподробнее, что такое романтический
классицизм: это прямо относится к предмету нашей статьи и представляет
собою очень интересный предмет, по крайней мере очень забавный
|