Книга только для ознакомления
. Он выдержал рассудочный
критицизм Канта, рассудочное положение Фихте; он перестрадал с Шиллером все
болезни внутреннего, субъективного духа, порывающегося к действительности
путем отрицания. И зато в Шеллинге он увидел зарю бесконечной
действительности, которая в учении Гегеля осияла мир роскошным и
великолепным днем и которая, еще прежде обоих великих мыслителей,
непонятая, явилась непосредственно в созданиях Гете... Только в наш век
искусство получило полное свое значение, как примирение христианского
содержания с пластицизмом классической формы, как новый момент
уравновешения идеи с формою. Наш век есть век примирения, и он так же чужд
романтического искусства, как и классического. Средние века были моментом
нецельным, неслитным, но отвлеченным; мы видим в нем только романтические
элементы, которыми человечество запасалось на будущую жизнь и которые
только теперь явились в своей слитной действительности и проникли нашу
частную, домашнюю и даже практическую сторону жизни, так что одна сторона
не отрицает другой, но обе являются в неразрывном единстве, взаимно
проникнув одна другую. Этого-то слитного единства и не было в
действительности средних веков, которых романтические элементы обозначались
в какой-то отвлеченной особности. И вот почему рыцарь иногда при одном
подозрении в неверности жены или безжалостно умерщвлял ее собственною
рукою, или сожигал живую, - ее, которая некогда была царицею дум и мечтаний
души его, перед которою робко преклонял он колени, едва осмеливаясь
возвести взоры на свое божество, и которой бескорыстно посвящал он и свое
кипящее мужество, и силу железной руки, и беспокойную, бродячую волю
свою
|