Книга только для ознакомления
. Поэту
представляются образы, а не идея, которой он из-за образов не видит и
которая, когда сочинение готово, доступнее мыслителю, нежели самому творцу.
Посему поэт никогда не предполагает себе развить ту или другую идею,
никогда не задает себе задачи: без ведома и без воли его возникают в
фантазии его образы, и, очарованный их прелестию, он стремится из области
идеалов и возможности перенести их в действительность, то есть видимое
одному ему сделать видимым для всех. Высочайшая действительность есть
истина; а как содержание поэзии - истина, то и произведения поэзии суть
высочайшая действительность. Поэт не украшает действительности, не
изображает людей, какими они должны быть, но каковы они суть. Есть люди, -
это все они же, все романтические же классики, - которые от всей души
убеждены, что поэзия есть мечта, а не действительность, и что в наш век,
как положительный и индюстриальный, поэзия невозможна. Образцовое
невежество! нелепость первой величины! Что такое мечта? Призрак, форма без
содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы,
колобродствующего сердца! И такая мечтательность нашла своих поэтов в
Ламартинах и свои поэтические произведения в идеально чувствительных
романах, вроде "Аббаддонны" 5]; но разве Ламартин поэт, а не мечта, - и
разве "Аббаддонна" поэтическое произведение, а не мечта?
|