Книга только для ознакомления
. Пора приняться за дело посерьезнее, пора взять за основание
своих теорий не произвольные, субъективные понятия, а мысль, развивающуюся
из самой себя. Мы не принадлежим ни к классикам, ни к романтикам и равно
смеемся над тем и другим названием, не находя смысла ни в том, ни в другом.
Мы не ручаемся за верность наших оснований, но ручаемся, что в наших
выводах будем логически верны своим основаниям и что если читатели не
согласятся с нами, по крайней мере поймут то, что мы хотим сказать. Задача,
которую мы предлагаем себе в этой статье, - вывести разделение
драматической поэзии на трагедию и комедию не по внешним признакам, а из их
сущности и на этих основаниях сделать критическую оценку знаменитому
произведению Грибоедова.
Поэзия есть истина в форме созерцания; ее создания - воплотившиеся
идеи, видимые, созерцаемые идеи. Следовательно, поэзия есть та же
философия, то же мышление, потому что имеет то же содержание - абсолютную
истину, но только не в форме диалектического развития идеи из самой себя, а
в форме непосредственного явления идеи в образе. Поэт мыслит образами; он
не доказывает истины, а показывает ее. Но поэзия не имеет цели вне себя -
она сама себе цель; следовательно, поэтический образ не есть что-нибудь
внешнее для поэта, или второстепенное, не есть средство, но есть цель: в
противном случае он не был бы образом, а был бы символом
|