Книга только для ознакомления
. А тем самым немыслима
и полновесная проза.
Прежде чем перейти к влиянию поэзии на прозу, я хочу сказать несколько
слов о музыке, тем более что музыка и поэзия подчас неразделимы.
Тему этого короткого разговора о музыке придется ограничить только тем,
что мы называем ритмом и музыкальностью прозы.
У подлинной прозы всегда есть свой ритм.
Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза
воспринималась читателем без напряжения, вся сразу. Об этом говорил Чехов
Горькому, когда писал ему, что "беллетристика должна укладываться (в
сознании читателя) сразу, в секунду".
Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить
правильное движение слов, соответствующее характеру того или иного куска
прозы.
Вообще писатель должен держать читателя в напряжении, вести его за собой
и не допускать в своем тексте темных или неритмичных мест, чтобы не давать
читателю возможности споткнуться об эти места и выйти тем самым из-под
власти писателя.
В этом напряжении, в захвате читателя, в том, чтобы заставить его
одинаково думать и чувствовать с автором, и заключается задача писателя и
действенность прозы.
Я думаю, что ритмичность прозы никогда не достигается искусственным
путем. Ритм прозы зависит от таланта от чувства языка, от хорошего
"писательского слуха". Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со
слухом музыкальным
|