Книга только для ознакомления
.
Помимо "Сикстинской мадонны" Рафаэля, там есть много картин старых
мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от
себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше
смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до
той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чем причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах -
совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте,
силе и благородству собственных помыслов.
При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему
внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей
земли, полуночного неба и слез, пролитых любовью, проникает в наше
благодарное сердце и навсегда завладевает им.
Импрессионисты как бы усилили солнечный свет. Они писали под открытым
небом и иногда, может быть, нарочно усиливали краски. Это привело к тому,
что земля на их картинах предстала в ликующем освещении.
Земля стала праздничной. В этом не было никакого греха, как нет его ни в
чем, что прибавляет человеку хотя бы немного радости.
Импрессионизм принадлежит нам, как и все остальное богатое наследие
прошлого. Отказываться от него - значит сознательно толкать себя к
ограниченности. Ведь не отказываемся мы от "Сикстинской мадонны" Рафаэля,
хотя эта гениальная картина написана на религиозную тему
|