Книга только для ознакомления
. Смотреть на внешность мимо ее значения - значит впасть в
случайность. Возвышенную простоту греков, их поэтический язык, выходивший
из пластического лиризма их жизни, французы думали заменить натянутою
декламациею и риторическою шумихою. Они сами себя назвали классиками, и им
все поверили! Так как основанием этого псевдоклассицизма была внешность и
формальность, то понятно, отчего французская теория изящного была так
проста и определенна: ничего нет легче, как судить о вещах по внешним
признакам.
Но так называемые романтики ушли не дальше их и только впали в другую
крайность: отвергнув псевдоклассическую форму и чопорность, они полагали
романтизм в бесформенности и диком неистовстве. Дикость и мрачность они
провозгласили отличительным характером поэзии Шекспира, смешав с ними его
глубокость и бесконечность и не поняв, что формы Шекспировых драм совсем не
случайности, но условливаются идеею, которая в них воплотилась. Есть еще и
теперь люди, которые Бетховена называют диким, добродушно не понимая, что
дикость есть унижение, а не достоинство гения, и что энергия и глубокость
совсем не то, что дикость. Они не поняли, что в лирических произведениях
Гете пластицизм форм подходит к древнему и что их художественное
достоинство недоступно с первого взгляда со стороны идеи, но прежде всего
поражает роскошным изяществом своих форм
|